СУВОРОВСКИЕ ХРОНИКИ

Методическое пособие выполнено в рамках историко-просветительского проекта «Суворовские хроники», реализуемого Фондом содействия развитию военного образования при поддержке Фонда президентских грантов
Данное пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и вклю-чает конкретные материалы и практические рекомендации по проведению занятий в рамках внеурочной деятельности в медиастудиях на базе довузовских образовательных
организаций Минобороны РФ. В основе методического пособия лежит комплекс лекций и заданий, призванных развивать у обучающихся гуманитарные компетенции в процессе работы над созданием фильмов. Пособие позволит не просто поддержать формирование
новой истории российской армии, но и повысить качество военного образования в РФ путем развития у суворовцев, нахимовцев и кадет широкого гуманитарного кругозора и над предметных компетенций.
 
Создание кинофильма (документального или художественного) – захватывающий творческий процесс. Результат, который зритель видит на экране, это итог напряженной творческой работы многих людей с использованием современной техники и цифровых
технологий. Как и в любой другой сфере, в процессе создания кинофильмов есть свои особенности и секреты. В этом методическом пособии мы последовательно раскроем все нюансы создания учебного документального фильма в учебной медиастудии, начиная от
выбора героя и написания сценария до постпродакшена и продвижения фильма.
 
Методическое пособие содержит описание последовательности действий, отражающих ход создания учебного съемочного продукта, и методические советы по организации процесса.
 

Целевые группы:

  • Учащиеся довузовских образовательных организаций Минобороны РФ (ДОО МО РФ)
  • Преподаватели, педагоги дополнительного образования

Цель методических рекомендаций

Получение педагогами дополнительного образования, работающими с учащимися на базе ДОО МО РФ в регионах России, навыков по проектированию и проведению в молодежных медиастудиях занятий, расширяющих гуманитарные компетенции будущих военных, а также формирующих у них навыки создания медийного продукта.

Задачи методических рекомендаций

  1. Развитие психолого-педагогических компетенций педагогов, позволяющих развивать у обучающихся «навыки ХХI века», позволяющие человеку быть успешным в условиях изменяющегося мира, новой экономики, модернизации востребованных профессий и т.д.
  2. Овладение педагогами технологиями сторителлинга и кинопроизводства.
  3. Поиск и популяризация знаний о новейшей истории российской армии и военного образования.
  4. Овладение педагогами навыками проектной деятельности, направленными на развитие гуманитарных компетенций у обучающихся – будущих военных и вовлечение их в изучение истории своего учебного заведения и его выпускников:
  • критическое мышление, включающее способность обрабатывать информацию и принимать информированные решения;
  • креативность, позволяющая смотреть на вещи и жизненные ситуации под новым углом, создавать нестандартные способы решения проблем;
  • коммуникация как способ передавать свои идеи и мысли различными способами;
  • сотрудничество, включающее в себя взаимодействие с другими людьми для достижения общих целей;
  • медиаграмотность, помогающая обучающимся ориентироваться в медиаполе, а также понимать возможные последствия и прогнозировать потенциальные риски медийного взаимодействия;
  • информационная грамотность, дающая ученикам способность отличать правду от вымысла;
  • технологическая грамотность, позволяющая ученикам максимально эффектив но использовать доступные технические средства;
  • гибкость как способность подстраиваться и адаптироваться под изменяющиеся жизненные обстоятельства;
  • лидерство, включающее способность человека вести за собой и направлять деятельность других для достижения общих целей;
  • инициативность или «внутренняя мотивация», позволяющая ученикам самостоятельно реализовывать различные проекты;
  • продуктивность, показывающая, насколько грамотно человек расставляет приоритеты и регулирует собственный процесс выполнения задачи;
  • социальные навыки, включающие умения, необходимые для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими, в особенности в ситуации работы в разнородной и многочисленной группе.

5. Реализация учебной программы в составе 7 тематических блоков, включающих теорию, практику и встречи с медиаэкспертами, а также производство учебных фильмов.

Категория обучающихся

  • Программа реализуется в разновозрастных группах. Группы комплектуются из обучающихся 11–17 лет.
  • Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные психологические и возрастные особенности обучающихся.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность занятий составляет 34 часа.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

  • Форма организации образовательной деятельности – групповая.
  • Количество обучающихся в группе – 10–15 человек.
  • Программа состоит из 24 занятий, объединенных в 7 модулей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа (34 часа).
  • Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Пояснительная записка

Для того чтобы уровень гуманитарных компетенций у будущих военных повысился, чтобы их личностные качества развивались, во время проведения Программы должны быть созданы психолого-педагогические условия. Во время обсуждения исторических фактов, поступков героев, рефлексии, поиска информации подростки вступают в определенные отношения со сверстниками и учителем. Для личностного и нравственного развития подростка, для развития его надпредметных компетенций необходимо учитывать не только характер и содержание его деятельности – создание фильма, например, но и характер системы взаимоотношений с окружающими подростка людьми – сверстниками, учителями и наставниками. Характер системы взаимоотношений, выстраивающихся на занятиях в медиастудии – важнейшее условие для развития личности и надпредметных компетенций. Общение и взаимодействие субъективно воспринимается подростками как нечто
личностно очень важное, об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его доверительности.

Следует отметить, что наиболее острой проблемой, связанной с устройством жизни в военном училище, является эмоциональная депривация учащихся – недостаток тесных эмоциональных связей с родителями, что приводит к психической нестабильности, нарушениям эмоционально-волевой сферы, трудностям в выстраивании отношений с людьми.
Не менее серьезные последствия имеет и социальная депривация – ограничение контактов с обществом. Сами учащиеся отмечают как самую значимую проблему ограничений в общении с внешним миром – с друзьями, с девушками.

Программа предоставляет ученикам возможность не только осмысления героических событий, но и самоопределения, основанного на получении и проживании опыта,
практик. Авторы курса предполагают повысить уровень гуманитарных компетенций у будущих военных и вовлечь их в изучение истории своего учебного заведения и его
выпускников.
 
В ходе прохождения курса, изучая множество подвигов и достижений российских военных, обучающиеся обязательно идентифицируют себя с героем, встают на его место,
проживают его историю. Все эти действия позволяют курсантам и лучше понять героя, и запустить процесс формирования собственных ценностей и убеждений. Ученики полу-
чают собственный опыт решения морально-нравственных дилемм разных уровней сложности, знакомятся с различными понятиями, такими как «выбор», «ценности», «героизм»,
«внутренний конфликт». В конце каждого занятия проводится модерируемое обсуждение, и особенно важно, что ведущие не дают «правильных» ответов, а помогают подросткам
отрефлексировать полученный опыт.
 
В результате прохождения курса благодаря использованию проективных методов у курсантов повысится аргументированность ценностной позиции, вариативность мораль-
ных выборов, толерантность к культурным установкам других людей, разовьется способность удержания ценностной позиции.
 
На протяжении всего курса используется технология сторителлинга и принцип обучения через проекцию, проживание, прочувствование, получение личного опыта. Этот

принцип используется в образовании с древнейших времен до наших дней. Развитие в этом направлении педагогических технологий породило множество интерактивных методов обучения через формирование личного опыта. Именно личный опыт, личное отношение к событию или герою позволяют подросткам – воспитанникам закрытых военных учебных заведений принимать информированные решения с опорой на свои собственные сильные личностные качества, формировать внутреннюю мотивацию, расставлять приоритеты и регулировать собственный процесс выполнениязадачи.

 Фактически проективные методы в области военного искусства представление себя на месте и в роли исторического героя, имитационные (штабные) игры, беседы и споры сохраняют свою сложность, важность и ясную задачу: через проекцию, через фантазию человек должен понять мотивы другого человека, понять себя, сформировать свои нравственные ценности, научить себя, вложив собственные старания и труд. Успех использования проективных методов в создании медиафильмов связан, прежде всего, с достижением глубины понимания и связи событий, расширением горизонта обзора событий, горизонта времени и уровня смысла. Проективные методы в обучении решают обучающие и воспитательные задачи. Преподавательский корпус умеет «давать знания», инспекторы – проверять успешность усвоения, социальное проектирование дополняет их «понимающими» педагогическими технологиями.

На протяжении всего курса используется технология сторителлинга и принцип обучения через проекцию, проживание, прочувствование, получение личного опыта. Этот

принцип используется в образовании с древнейших времен до наших дней. Развитие в этом направлении педагогических технологий породило множество интерактивных методов обучения через формирование личного опыта. Именно личный опыт, личное отношение к событию или герою позволяют подросткам – воспитанникам закрытых военных учебных заведений принимать информированные решения с опорой на свои собственные сильные личностные качества, формировать внутреннюю мотивацию, расставлять приоритеты и регулировать собственный процесс выполнениязадачи.

 Фактически проективные методы в области военного искусства представление себя на месте и в роли исторического героя, имитационные (штабные) игры, беседы и споры сохраняют свою сложность, важность и ясную задачу: через проекцию, через фантазию человек должен понять мотивы другого человека, понять себя, сформировать свои нравственные ценности, научить себя, вложив собственные старания и труд. Успех использования проективных методов в создании медиафильмов связан, прежде всего, с достижением глубины понимания и связи событий, расширением горизонта обзора событий, горизонта времени и уровня смысла. Проективные методы в обучении решают обучающие и воспитательные задачи. Преподавательский корпус умеет «давать знания», инспекторы – проверять успешность усвоения, социальное проектирование дополняет их «понимающими» педагогическими технологиями.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

Будут знать

  1. Как осуществлять поиск информации на заданную тему (об исторической личности, историческом событии и т.д.).
  2. Как определить достоверность исторических фактов согласно источнику информации.
  3. Как составить план-сценарий медиапродукта.
  4. Как снимать медиапродукт.
  5. Как монтировать видео.
  6. Как брендировать и продвигать медиапродукт.
  7. Структуру и алгоритм производства медиапродукта.

Будут уметь

1 Аргументировать свой выбор, свою позицию.
2 Делать выбор, разбираться в вариативности моральных выборов.
3 Проявлять толерантность к культурным установкам других людей.
4 Принимать информированные решения.
5 Регулировать собственный процесс выполнения задачи.
6 Удерживать ценностную позицию.
7 Работать в команде над общей целью.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
Кинопроизводство делится на три крупных производственных этапа.
 
  1. Подготовка. Препродакшн начинают задолго до съемок. На этом этапе пишется сценарий, выбирается герой, планируется расписание съемок, выбирается натура, создаются декорации, решаются организационные моменты.
  2. Производство. Продакшн – это съемки фильма, самый длительный этап.
  3. Постпродакшн. Сюда входят монтаж, создание компьютерных спецэффектов, редакция, озвучка и другая обработка отснятого материала. На данном этапе главное — донести основную мысль, message фильма до зрителя.

Название разделов / тем

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Препродакшн.
Замысел, поиск информации.
Погружение автора в тему будущего фильма. Работа с информацией

1,5

1,5

3

2

Создание концепции продукта

3

3

3

Разработка режиссерского сценария. Написание сценария.
Составление эпизодного плана.
Подготовка к съемкам

6,5

6,5

Сценарий

4

Производство.
Съемочный процесс

9,5

9,5

Сценарий

5

Постпродакшн.
Монтаж, обработка отснятого материала

7,5

1,5

6

6

Рефлексия

1,5

1,5

7

Промоушн.
Представление другим, рассказ о фильме

1,5

1,5

Представление фильма

ИТОГО часов

34

2,5

31,5

Содержание учебного (тематического) плана

I. Работа с информацией

Занятие 1 Вводное занятие.
  1. Беседа с учащимися о цели и задачах данного курса.
  2. Рассказ об итоговом медиапродукте.
  3. Рассказ о технологии сторителлинга.
  4. Рассказ педагога о конкретной исторической личности (личностях), о подвиге, историческом событии. Беседа на тему «подвиг, герой».
  5. Домашнее задание: подготовить самостоятельно рассказ о подвиге, героическом событии, о человеке, которого я считаю героем. В выбранной истории важно, чтобы ученик мог сопоставить себя с героем и прочувствовать его изменения, мотивы его поступков, его действия относительно исторического события.
Занятие 2 Выбор героя фильма.
Цели приведены вместе с примерами (Приложение 1):
  1. Развитие осознавания внутренней линейки ценностей.
  2. Показать систему морально-нравственных представлений, базирующихся на представлении о внешнем законе.
  3. Познакомить с индивидуальным выбором между личными устремлениями и внешними рамками (клятва).
  4. Выбор между ценностями группы и социальными нормами, между групповой выгодой и общественным благом.
  5. Выбор с опорой на установленные обществом законы с пониманием последствий.
  6. Выбор в условиях ограниченности ресурсов в экстремальной ситуации.
  7. Столкновение с неизвестным: осознанные и неосознанные реакции, на что опираться при выборе действий.
Задачи:
  • познакомить с древнейшими способами установления социальных норм и правил;
  • совершить первичное ранжирование линейки ценностей;
  • развить навыки коммуникации и аргументации;
  • развить умение противопоставлять социальные нормы ситуативным желаниям;
  • способствовать формированию навыков планирования;
  • дать представление о морально-нравственном развитии;
  • формировать внутреннюю устойчивую нравственную позицию;
  • познакомить с последствиями различных нравственных выборов;
  • поговорить о сложности выборов, стоящих перед людьми в ситуации ограниченных ресурсов, роли решения извне для успешного продолжения деятельности и блага общества;
  • сформировать умение вставать на позицию другого человека;
  • смоделировать ситуацию, в которой подросток познакомится с идеей фундаментальной морали и ее проявлением;
  • развивать способность анализировать собственные поступки;
  • формировать внутреннюю нравственную позицию путем сопоставления различных линеек ценностей.
8 Обобщение и присвоение полученного опыта.
9 Выбор учащимися героя, исторической персоналии из предложенных учениками. Аргументация своего выбора.
Занятие 3 Поиск информации о герое.
Поиск информации о герое. Биография, историческое событие, эпоха, в которую событие произошло. Последствия.

II. Создание концепции продукта

Занятие 1 Написание плана.
Определение героя, последовательности событий.
Определение основных сцен.
Занятие 2 Распределение ролей среди учащихся: сценарист, режиссер, монтажер и т.д.
Распределение обязанностей между участниками, определение алгоритма действий.

III. Разработка сценария

Занятие 1
Составление плана сценария, отбор фактов, которые будут упоминаться в фильме, подготовка вопросов к интервью (если планируется интервью с живыми участниками/свидетелями событий).
Занятие 2
Написание сценария, последовательности сцен.
Распределение ролей между участниками. Написание общего плана текста автора, написание вопросов к интервью, если планируется.
Занятие 3
Корректировка сцен. Написание реплик героев, текста «за кадром».

IV. Съемочный процесс. Монтаж

Занятие 1–2.
Съемка основных сцен. Съемка интервью с героями. Съемка учеников, если предполагается игровое кино.
Занятие 3
Озвучка сцен, комментарии «за кадром».
Занятие 4–5.
  1. Монтаж материала.
  2. Обрезка, склейка сцен.
  3. Наложение спецэффектов.
  4. Корректировка цвета, звука.
  5. Графика.

V. Постпродакшн

Занятие 1 Составление заставки для фильма.
Составление афиши, постера, пригласительных билетов.
Составление рекламной кампании кинопродукта.
Объявление о предстоящем показе фильма.
Занятие 2 Подготовка к пресс-конференции.
Подготовка рассказа о фильме, составление ответов на предполагаемые вопросы.
Написание информационной страницы о событии, герое для Википедии.

VI. Рефлексия, брифинги, коллективная рефлексия

Занятие 1
Обсуждение внутри группы съемочного процесса. Рефлексия в конце обучения, в конце создания фильма помогает преподавателю определить эффективность своей работы и степень усвоения материала обучающимися.
Воспитанникам рефлексия помогает систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников. Обучающиеся самостоятельно оценивают полученные знания, обсуждают свои эмоции от процесса создания фильма и анализируют проделанную работу.
Примерные вопросы: как вы считаете, все ли получилось так, как задумано? Что бы ты хотел изменить? Какова была твоя роль в создании фильма, твой вклад? Что важного произошло в процессе создания фильма?
Занятие 2
Обсуждение внутри группы результатов съемки. Возможность для каждого участника высказаться, что он думает о получившемся фильме, что представлял в начале, что видит в результате. Как поменялось отношение к герою (героям), его поступкам.

VII. Промоушн. Представление фильма

Занятие 1 Показ фильма.
Проведение пресс-конференции о снятом фильме, рассказ съемочной группы о процессе создания фильма и съемках, ответы на вопросы зрителей.

Приложение №1

Примеры планирования и проведения занятий
Занятие 1 Вводное занятие.
  1. Беседа с учащимися о цели и задачах данного курса.
  2. Рассказ об итоговом медиапродукте.
  3. Рассказ о технологии сторителлинга. Сторителлинг (storytelling) в переводе с английского – рассказывание историй. Это не отдельный жанр, а прием. Этот прием помогает донести свои мысли и идеи, привлечь и удержать внимание аудитории, зрителя, читателя и собеседника. Технология сторителлинга помогает сделать ваше общение с аудиторией живее и ярче. Сторителлинг используют лекторы и учителя. Структура сторителлинга представляет собой упрощенную схему художественного фильма или книги. В ней присутствуют завязка, развитие, кульминация, развязка. Главная задача технологии сторителлинга — захватить внимание с первых секунд повествования и удерживать его до самого конца. Любая история невозможна без героя.

Сторителлинг (storytelling) в переводе с английского – рассказывание историй. Это не отдельный жанр, а прием. Этот прием помогает донести свои мысли и идеи, привлечь и удержать внимание аудитории, зрителя, читателя и собеседника. Технология сторителлинга помогает сделать ваше общение с аудиторией живее и ярче.

Задача сторителлинга — заставить зрителя сопереживать истории, сопереживать герою, привлечь внимание зрителя к объекту истории, фактически превратив его в субъект.
При составлении истории важно помнить следующие правила:
  • Герой должен меняться под воздействием обстоятельств.
  • Изменения должны быть понятны и вызывать эмоции.
  • История, которую вы рассказываете, должна влиять на человека — изменять что-то к лучшему.
  • При составлении истории и разборе исторических фактов важно, чтобы у обучающихся не формировалась «залихватская» позиция «Герою надо было…», «А вот я бы…». А понять действительные мотивы поступков героев.
  • История должна формировать активную гражданскую позицию у зрителя. Зритель должен понять, что он может сам попробовать встать на место героя, ощутить качества героя.
  • В процессе написания истории избегать оценки фактов, не занимать «определенную скамеечку, позицию».
  • Учитывать многослойность исторической проблематики, рассматривать ее с разных сторон.
  • При составлении истории первичны факты, события, исторические выводы, а эмоции вторичны.
  • В основе должен лежать принцип научности, поскольку недостоверность, отсутствие опоры на факты подрывает доверие.
  • Тема для составления истории должна быть не очень широкая, но не касаться отдельной личности, обособленного персонажа, а быть в контексте исторического события, иначе она будет интересна только тем, кто относится к персонажу лично.
  1. Рассказ педагога о конкретной исторической личности (личностях), о подвиге, историческом событии. Беседа на тему «подвиг, герой».
  2. Домашнее задание: подготовить самостоятельно рассказ о подвиге, героическом событии, о человеке, которого я считаю героем. В выбранной истории важно, чтобы ученик мог сопоставить себя с героем и прочувствовать его изменения, мотивы его поступков, его действия относительно исторического события.
Занятие 2 Выбор героя фильма.
Цели занятия приведены вместе с примерами:
  1. Развитие осознавания внутренней линейки ценностей.
    «Подвиг Александра Матросова»
    Вопросы к курсантам: что могло сподвигнуть человека к совершению подвига? Между чем и чем он выбирал? Представь себя на месте героя. Как можно было поступить иначе?
    Какие качества, проявленные героем, ты мог бы отметить у себя? Как они проявляются в обычной жизни?
    «Капитанская дочка» Пушкин А.С. Гринев и Швабрин. Как меняется Гринев на протяжении романа? В начале романа Петруша предстает недорослем. Позиция отца: «Послужи своей Родине». Чему он следует в своей жизни
  2. Показать систему морально-нравственных представлений, базирующихся на представлении о внешнем законе.
    Подвиг генерал-лейтенанта Карбышева Д.М., Штирлиц (Максим Максимович Исаев).
    Дилемма — выполнить долг перед Родиной или спасти кого-то из своего окружения. Почему личная боль и жизнь отступают на второй план? Выдать государственную тайну или спасти свою
    жизнь? Что движет генералом? Страх перед наказанием?
    Ощущение, что он знает то, что навредит его стране?
  3. Познакомить с индивидуальным выбором между личными устремлениями и внешними рамками (клятва).
    Януш Корчак, вошедший в газовую камеру вместе со своими детьми — воспитанниками детского дома.
    Василь Быков «Сотников», «Обелиск». Как можно было поступить иначе? Если бы ты поступил иначе, что бы ты чувствовал
  4. Выбор между ценностями группы и социальными нормами, между групповой выгодой и общественным благом.
    Робин Гуд, Тимур и его команда. Куда может привести человека приверженность к определенной группе? Ощущают ли сами герои, где проходит граница между ценностями группы и общественным благом?
  5. Выбор с опорой на установленные обществом законы с пониманием последствий.
    Денис Давыдов (герой войны 1812 года) «Молодая гвардия».
    Подполье во время Великой Отечественной войны (например севастопольское). Каждый ли человек может противостоять той социальной группе, в которой он живет?
    Какие качества характера нужны человеку для этого? Что он чувствует, когда он один противостоит большому количеству людей?
  6. Выбор в условиях ограниченности ресурсов в экстремальной ситуации.
    Фильмы «Титаник», «Красная палатка», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Аты-баты, шли солдаты». Может ли человек в экстремальной ситуации рассуждать логически?
  7. Столкновение с неизвестным: осознанные и неосознанные реакции, на что опираться при выборе действий.
    Экспедиция челюскинцев.
    Фильмы «Время первых», «В бой идут одни старики».
    Книги «Заповедник гоблинов» Клифорд Саймак, «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верн, «Робинзон Крузо» Даниэль Дэфо. Как вы думаете, есть ли разница в поступках реальных и литературных героев? Как выжить при столкновении с неизвестным? Какие качества нужны человеку, чтобы даже неосознанный выбор сохранил жизнь? Почему люди сталкиваются с неизвестным?
Задачи:
  • познакомить с древнейшими способами установления социальных норм и правил;
  • совершить первичное ранжирование линейки ценностей;
  • развить навыки коммуникации и аргументации;
  • развить умение противопоставлять социальные нормы ситуативным желаниям;
  • способствовать формированию навыков планирования;
  • дать представление о морально-нравственном развитии;
  • формировать внутреннюю устойчивую нравственную позицию;
  • познакомить с последствиями различных нравственных выборов;
  • поговорить о сложности выборов, стоящих перед людьми в ситуации ограниченных ресурсов, роли решения извне для успешного продолжения деятельности и блага общества;
  • сформировать умение вставать на позицию другого человека;
  • смоделировать ситуацию, в которой подросток познакомится с идеей фундаментальной морали и ее проявлением;
  • развивать способность анализировать собственные поступки;
  • формировать внутреннюю нравственную позицию путем сопоставления различных линеек ценностей.
  1. Обобщение и присвоение полученного опыта.
  2. Выбор учащимися героя, исторической персоналии из предложенных учениками. Аргументация своего выбора.

Приложение № 2

Шпаргалка «Как снимать кино?»
Рекомендации экспертов
  1. Ученикам важно поставить себя на место персонажа. Цель этого – убрать залихватский подход «ему надо было сделать по-другому».
  2. Формирование патриотизма близко к формированию гражданственности (позиции активного гражданина).
  3. Формировать у учеников «знание языка», что позволит говорить на одном языке с детьми.
  4. Подходить с точки зрения научности, избегать однобокости при оценке исторического события. «Я как историк «не нашел себе скамеечку».
  5. Отсутствие научности и достоверности подрывает доверие аудитории.
  6. У любого исторического события должны быть сначала выводы, только потом эмоции по поводу события.
  7. Необходимо разворачивать многослойность исторической проблемы.
  8. Не брать широкую, обширную тему, но и не выбирать историю про отдельно взятую семью одного военного, чтобы тема была интересна многим. Берите простую историю. На базе простой истории проще сделать документальный фильм.
  9. Когда задумывается сценарий, важно определить целевую аудиторию, снимать для зрителя. Наша целевая аудитория – ученики.
  10. Вы должны хорошо представлять свою аудиторию, ее интересы.
  11. В кадр нельзя вложить много текста.
  12. При сборе информации, если будете брать интервью, настраивайтесь на то, что ученик всегда должен задавать вопросы. Продумать и определить их надо заранее.
  13. Если вы хотите содержательную историю, то к интервью надо подготовиться.
    Надо узнать, что это за человек, узнать историческую справку. Посмотреть, чем этот человек занимался в жизни.
  14.  
    Если ученик встретился с интересным человеком – все, что он сказал, это уже продукт. Дальнейшая задача – правильно этот материал подать.
  15. Вам придется непрерывно детей мотивировать и расспрашивать их, почему они выбрали того или иного героя. «Что вы про это знаете? Как это событие перекликается с вашими мыслями, вашим опытом?» Все события, которые вы изучаете вместе с детьми, должны быть насыщены детскими мыслями, чувствами, нравственными выборами. Не вашими, а детскими.
  16. Мы говорим о командной работе. Все имеют равные права и должны себя реализовать. Важно сразу понять, кому какая роль больше подходит.
  17. Надо выбирать человека, за которым стоит история. Выбирайте личность. А человек расскажет вам, как он стал личностью.
  18. Когда снимают дети, взрослым очень хочется всегда навязать свое видение, свою идею. Но так делать не надо. Мы делаем команду, чтобы они принимали решение самостоятельно. Можно задавать наводящие вопросы.
  19. Одна из задач проекта – творить, проявлять индивидуальность. Из дисциплинарного мира окунуться в простой человеческий мир. Это другой уголок жизни.
     
    Им можно обозначить роли в съемочном процессе. Мы условились, что мы неучащиеся, а съемочная группа.
  20. Необходимо обеспечить безопасную среду. Если дети не разговорятся – значит, они зажаты. Чтобы разговорить, расслабить, можно узнать их ценности: что уважают, что считают плохим? Нужно выявить, к чему они стремятся, чем они дорожат. И выявить, о чем они беспокоятся, что страшно? Потом нужно это сгладить и обыграть.

Приложение № 3

Рекомендуемые программы для создания фильма
AdobePremierePro. 
Профессиональный видеоредактор. Подходит для применения спецэффектов, редакции звука, графики.
RedGiantPluralEyes. 
Программа для сведения видео и звука.
Freesound.
Программа по выбору музыки, звуков.
AudioNetwork.
Платная музыкальная библиотека.

Приложение № 4

Критерии оценки медиапродукта
  1. Соответствие заявленному жанру – документалистика, художественное кино, иное.
  2. Актуальность выбранной темы, ее значимость для профессии военного.
  3. Уникальность концепции съемочного продукта (оригинальность идеи и исполнения, инновационный подход к материалу).
  4. Качество работы с информацией, ее сбором и обработкой (уровень сложности исторических изысканий, работы с архивными документами, экспертными интервью) (от 0 до 10 баллов, комментарии).
  5.  Уровень работы над сценарием (связность, динамичность, законченность, глубина раскрытия темы).
  6. Качество технической реализации проекта (видеосъемка, монтаж, звук, свет).
  7. Степень владения выразительными средствами (видеоэффекты, звуковые эффекты, графика и анимация).
  8. Художественные достоинства (режиссерские решения, общая стилистика, цельность и законченность постановочной композиции, работа актеров, использование реквизита).
  9. Упаковка фильма (титульный кадр, титры, наличие оригинального дизайна).
  10. Уровень вовлеченности команды по итогам интервью (распределение ролей в команде, понимание своего функционала, вовлеченность в тему, командная работа).

Приложение № 5

Критерии оценки педагогами учащихся

Чек-лист участия ученика

Оцениваемые параметры
Участвует
Участвует
Не участвует
достаточно
недостаточно

Планирование

Раскрытие плана

Развитие темы

Сбор информации

Выбор и принятие своей роли
в создании фильма

Участие в съемках

Участие в монтаже

Личное участие

Чек-лист разработан для того, чтобы преподаватели могли отследить включенность каждого участника в съемочный процесс на всех этапах и скорректировать при необходимости степень вовлеченности обучающихся при помощи дополнительной мотивации или изменения их деятельности.